понедельник, 2 июля 2007 г.

Растр

Растр — точечная структура графического изображения при печати. http://www.compdoc.ru/grafics/photoshop/textbook7/18.65.jpg Для печати каждое графическое изображение должно быть преобразовано в совокупность точек. Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов. Различают регулярный растр и стохастический. При использовании способа глубокой печати растр выполняет иную функцию — служит опорой для ракеля, удаляющего краску с пробельных элементов.

Регулярный растр

Центры точек, из которых формируется изображение, в регулярном растре располагаются на равном расстоянии друг от друга. Полутона формируются изменением размеров растровой точки. Таким образом, регулярный растр можно называть амплитудно-модулированным. Три основных характеристики точек регулярного растра — угол поворота растра, форма точки и линиатура.

Угол поворота растра

Угол поворота растра — это набор углов, под которыми располагаются друг к другу линии из точек растра.

Для получения многокрасочных иллюстраций оригинал сначала разлагают на цветоделенные изображения для четырех основных красок (CMYK) печатного синтеза: голубой, пурпурной, желтой и черной, а затем на отдельные печатающие элементы. Каждое цветоделенное изображение растрируют со своим углом поворота.

Для чёрно-белой печати как правило используется угол в 45°.

В традиционной технологии репродуцирования цветоделенные изображения для трех хроматических (RGB) красок развернуты друг к другу на 30 градусов. Для цветной печати в системе CMYK характерны следующие углы поворота растра: для краски cyan используется поворот в 15° или 105°, для краски magenta — 75° или 15°, для краски yellow — 0° или 90°, для краски black — 45° или 135°.

Такие углы выбраны не случайно. При ненадлежащей ориентации растровых структур при печати почти гарантированно возникнет искажение — муар. Причиной возникновение видимой муаровой сетки, является периодическая структура цветоделенных изображений. Однако муар, возникающий из-за взаимодействия растровой структуры с периодической структурой самого изображения, невозможно полностью исключить как помеху для зрительного восприятия репродукции.

Несмотря на оптимальные углы поворота, уменьшающие муар, на цветных участках равномерного тона все же возникают розетки. Образование розеточной структуры зависит также и от позиционирования цветоделенных изображений относительно друг друга. Колебания приводки краски в печатном процессе могут приводить к изменению формы розеток.

Также верно и то, что чем выше линиатура растра, тем структура муара становится менее заметной (например, линиатура 60лин/см). Для оригиналов с четко выраженной собственной структурой (ткань, узор) возможно появление объектного муар, который практически невозможно устранить. Высоколиниатурные растры (до 150 лин/см) хотя и позволяют уменьшить эффект муара, но не всегда могут его предотвратить

Форма точки

Форма точки влияет на окончательное восприятие изображения. Как правило, точки имеют круглую форму, однако используются и точки других форм, например, эллиптические.

Линиатура растра

Линиатура растра является одной из основных характеристик печати и обозначает количество линий растра на единицу длины изображения. Чаще всего линиатура измеряется в линиях на дюйм - lpi Это значение варьируется для различных типов бумаг, но зависит ещё и от печатной машины. Если выставить значение линиатуры больше какого-то критического уровня, зависящего от параметров машины и бумаги, на которой производится печать, увеличится количество точек на дюйм и после достижения некоторого критического максимума, точки начнут расплываться и налезать одна на другую. Для газетной печати, как правило, используется линиатура в 133 lpi. Для журналов примерно 175 lpi.

Стандартные значения линиатуры (Waterpas):

75, 85, 100, 110, 120, 133, 140, 150; для сублимы: 210 (аналог 150), 240 (175), 280 (200).

Следует заметить, что слово «линиатура» — профессиональный термин полиграфистов. Именно это слово можно найти в любом справочнике по полиграфии. В соответствии с нормами русского языка, данное слово пишется «линеатура» и в таком виде встречается в обычных словарях и неспециализированных текстах.

Стохастический растр

Стохастический растр в корне отличается от описанного выше регулярного растра. Изображение формируется из хаотичным образом разбросанных точек одного размера. Растр можно называть частотно-модулированным. Стохастический растр лишён такой проблемы растрирования, как муар. Понятия «линиатура», «форма точки», «угол поворота растра» в стохастике не имеют смысла.

Sublima – это технология гибридного растрирования, которая позволяет получать лучшие детали на той же бумаге, при обычном разрешении и без перенастройки печатного процесса. Технология гарантирует полное воспроизведение изображений различных типов. Sublima устанавливает новые стандарты в печати и предоставляет типографиям возможности для получения качественно новой печатной продукции даже для самых требовательных заказчиков. Sublima максимально использует возможности СТР для получения максимального качества без использования больших вычислительных ресурсов и больших усилий печатника.

Комментариев нет: